Говорящие зубы

От чего зависит наше произношение? Часть 1

Организм человека устроен так, что все его системы тесно взаимосвязаны. Внутренние органы, мышечный каркас, опорно-двигательный аппарат взаимодействуют между собой, поддерживая работу друг друга. Все функции четко спрограммированы и регулируются центральной нервной системой (ЦНС).

Анастасия Любалина

Администратор стоматологической клиники «Экостом»

Анастасия Любалина  Администратор стоматологической клиники «Экостом»

Среди всех систем организма одной из самых значимых для человека является зубочелюстная система. Она способна адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, то есть саморегулироваться.

Зубочелюстная система - это группа органов, в состав которой входят:
• зубы
• губы
• язык
• щеки
• височно-нижнечелюстные суставы
• челюстные, носовые, небные и скуловые кости
• мягкое и твердое нёбо
• мимическая и жевательная мускулатура
• слюнные железы.
Её формирование начинается во внутриутробном периоде, а заканчивается к 20-25 годам. За это время ротовая полость отделяется от носовой, формируются временные зубы, появляются зачатки постоянных зубов, формируется прикус молочных зубов, а затем и прикус постоянных. Все зубы должны быть ровными, прикус не должен быть смещен в каком-либо направлении.

В норме у детей 20 молочных зубов, а у взрослого — 32 постоянных зуба. Мягкие ткани ткани должны правильно прикрепляться в полости рта и быть нормального размера. Подвижность органов сохранена. Эти показатели являются признаками нормы развития.

речедвигательные укладыОдной из трех самых важных функций, которую выполняет зубочелюстная система, помимо жевания и глотания, является РЕЧЬ. Чистота и правильность произношения напрямую зависит от положения органов речи в полости рта. Каждому звуку соответствует определённый алгоритм движений органов зубочелюстной системы и определённое их положение – речедвигательные уклады.

Если хотя бы один из указанных выше признаков нормы нарушен в процессе формирования, то это может сказаться на функциональности всей системы в целом. В этом случае нарушение речи может стать вторичным дефектом (последствием).
Характерные нарушения произношения при патологии зубочелюстной системы проявляются уже в раннем возрасте. Их диагностика проводится с 3-ого года жизни. Дети искажают, заменяют или пропускают звуки. Это связано с тем, что органы речи пытаются адаптироваться к изменениям в строении полости рта. Чаще всего нарушенным оказывается произношение свистящих и шипящих звуков ([С], [З], [Ш], [Щ], [Ж], [Ч] и их мягкие варианты), а также дрожащих звуков ([Р] и его мягкий вариант). Рассмотрим
примеры.

Укороченная уздечка языка.

В данном случае затруднено движение языка по направлению вверх, вправо и влево. Эта патология влечет за собой нарушение произношения свистящих, шипящих, дрожащих звуков, а в более тяжелых случаях и сонорных звуков ([М], [Н], [Л]).

Укороченные уздечки нижней и верхней губы.

В данном случае движение губ ограничено, что влечет за собой нарушение губных звуков ([Б], [П], [В], [Ф] и их мягкие варианты).

Мезиальный прикус (прогения).Мезиальный прикус (прогения).

Характерным является выдвижение вперед нижнего зубного ряда по отношению к верхнему при сомкнутом положении челюстей. В этом случае грубо нарушены свистящие и шипящие звуки. Ряд звуков также может произносится смягченно в тех случаях, когда необходимо произношение твердого варианта.

Дистальный прикус (прогнатия).

Патология, при которой верхняя челюсть сильно выдвинута вперед по отношению к нижней при смыкании зубных рядов. В этом случае грубо нарушены свистящие и шипящие звуки.

Глубокий прикус.

Аномалия, когда верхние резцы перекрывают нижние более чем на 1⁄2 их коронок. В этом случае шипящие звуки заменяются свистящими, а звуки [Ч] и [Ц] произносятся как [Т], [Д] или как их мягкие варианты.

Открытый прикус.

Аномалия, когда при сомкнутых челюстях часть зубов не смыкается. В этом случае грубо нарушены свистящие и шипящие звуки.

Недостаточный объем челюсти.

В этом случае челюсти могут быть сужены или слишком широкими, или разноразмерными. В этом случае могут нарушаться любые виды звуков.

Наличие одного или нескольких нарушений в структуре зубочелюстной системы создает множество вариаций нарушения звукопроизношения. Например, нарушения в произношении звука [Р] наблюдается при: укороченной уздечке языка (в связи с этим, язык не может подняться на достаточный уровень для произношения данного звука), сужении челюстей (языку недостаточно места для произношения звука), глубоком прикусе (язык не может принять нужное положение), нарушении подвижности кончика языка (недостаточная вибрация).

Если изменения в строении зубочелюстной системы были обнаружены в раннем возрасте и вовремя исправлены специалистами медицинского профиля (челюстно-лицевыми хирургами и стоматологами-ортодонтами), то вторичное нарушение речи может самостоятельно прийти в норму и полностью восстановиться. Чем дольше человек живет с данной проблемой, тем сложнее исправить нарушенное звукопроизношение даже после восстановления функциональности зубочелюстной системы. Речедвигательные уклады с возрастом отрабатываются до автоматизма, что усложняет коррекцию речи. Даже работа с логопедом может стать нерезультативной.

При патологии зубочелюстной системы необязательно наличие речевых нарушений. Однако если вы видите отклонения от нормы (особенно в детском возрасте) — стоит уделить этому должное внимание. Своевременное обращение к специалистам позволит избежать проблемы или уменьшить срок преодоления и компенсации вторичных нарушений. Всё вышеизложенное является еще одним доказательством тесной взаимосвязи всех систем и функций в организме. Следить за своим здоровьем и здоровьем своих детей — значит позаботится о благополучии своего будущего. Помните: предупредить проблему гораздо легче, чем ее исправить!

Мнение специалиста

Юлия Розанова

Стоматолог-ортодонт клиники «Экостом»

Юлия Розанова Стоматолог-ортодонт клиники «Экостом»Когда человек впервые приходит на консультацию к ортодонту, помимо визуально определяемых дефектов в строении зубочелюстной системы (неправильный прикус, неполный зубной ряд, неровный зубной ряд и пр.), особое внимание уделяется речи пациента. Для чего это нужно? В случае, если мы наблюдаем нарушение речи (искажения в произношении, замена звуков), то смело можем предположить, что причиной этому могла послужить неправильно функционирующая зубочелюстная система. В моей практике довольно много пациентов, у которых присутствует данная проблема. Чаше всего встречаются так называемая «шепелявость» и измененный звук [Л].

Необходимо понять: сможем ли мы восстановить пострадавшую функцию речи посредством съемных и несъемных ортодонтических конструкций? Поэтому очень важно своевременно приступить к работе. Возраст пациента — определяющий фактор. Всем известно, чем младше пациент, тем более активно работают компенсаторные механизмы. С возрастом организм как бы «привыкает» к неправильному произношению, и даже после полноценного ортодонтического лечения речевая функция может не восстановится. В этом случае можно прибегнуть к помощи логопеда, но и он не даст стопроцентных гарантий.

Таким образом, если родители заботятся о здоровье своего ребенка и о его дальнейшей полноценной жизни, они просто обязаны еще в раннем возрасте показаться специалисту. Раннее вмешательство, междисциплинарный подход (работа с логопедом и другими специалистами) и динамическое наблюдение могут позволить и вовсе избежать подобного рода проблем.

описанные в статье

Наши услуги

Консультация специалиста

Не нашли то, что искали? — Не стесняйтесь, Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией — ответим на все интересующие вопросы!