Говорящие зубы

От чего зависит наше произношение?
Часть 2



Взаимосвязь строения зубочелюстной системы и процесса звукообразования в речевой деятельности человека очевидна.

Анастасия Любалина

Администратор стоматологической клиники «Экостом»

Анастасия Любалина  Администратор стоматологической клиники «Экостом»

Еще в раннем детстве нами осваиваются все речевые шаблоны, в том числе и речедвигательные эталоны каждого конкретного звука. Импульсы из головного мозга поступают к органам речи, в результате мы можем произносить звуки, а значит и говорить. Этот навык у большинства здоровых людей доведен до автоматизма еще в детстве и не утрачивается на протяжении всей жизни.

С возрастом в процессе жизнедеятельности у людей могут произойти различные изменения в строении зубочелюстной системы, например, потеря зубов. Причинами этому могут быть: смена молочного прикуса на постоянный (если растягиваются сроки данного процесса), генетические забо- левания, снижение иммунных процессов, сахарный диабет, травматизация, недостаточная гигиена полости рта в домашних условиях или несвоевременное обращение в стоматологическую клинику, а также несоблюдение мер профилактики и рекомендаций стоматолога и многое другое. Безусловно, данные изменения повлекут за собой характерные вторичные нарушения в эстетике лица, пищеварительного процесса, и, конечно же, речевой деятельности, в частности звукопроизношения.

Несмотря на высокие компенсаторные возможности (как мы знаем, зубочелюстная система способна саморегулироваться в условиях адаптации к изменяющимся внешним условиям), чем больше возраст человека, тем в большей степени страдают уже отточенные навыки. Рассмотрим подробнее механизм нарушений.

речедвигательные укладыПри потере зубов органы зубочелюстной системы (в большей степени язык) стремятся «заполнить» собой образовавшееся пустое пространство. В этом случае язык принимает неадекватное для себя положение как в покое, так и в процессе звукообразования. Губы и щеки как бы «проваливаются» в месте отсутствия зубов. В связи с этим нарушаются все речедвигательные уклады, следовательно, нарушается звукопроизношение по типу искажения.

В зависимости от того, в каком сегменте отсутствует зуб или сразу несколько зубов, соответственно нарушается произношение разных групп звуков. Наиболее четко нарушения проявляются при полной адентии, когда в полости рта отсутствуют все зубы. В этом случае нарушенным оказывается произношение всех звуков речи.

Рассмотрим примеры.

В зависимости от локализации утраченных зубов нарушается произношение следующих групп звуков:

1. губно-зубные звуки [В], [Ф] и их мягкие варианты, если нет нижних резцов. В процессе произношения данных звуков участвуют нижняя губа и верхние резцы. Зубы как бы опираются на нижнюю губу, а струя воздуха проходит препятствие в виде «забора» из зубов. В случае отсутствия верхних резцов, воздушная струя не преодолевает преграду, создаваемую органами артикуляции, а значит произношение искажается.

2. Зубные звуки [Д], [Т], [Н], [Л], их мягкие варианты и звук [Ц]. В процессе произношения данных звуков язык как бы отталкивается от задней стенки верхних резцов. При отсутствии передних зубов на верхней челюсти язык «проваливается» в пустое место в зубном ряду, не давая органам артикуляции совершить нужные движения.  Произношение звука становится нарушенным.

Мезиальный прикус (прогения).3. Небно-зубные звуки [Ш], [Щ], [Ж] В процессе произношения данных звуков боковые края языка упираются в заднюю стенку жевательных зубов, а при их отсутствии он занимает пустующее пространство, изменяя речедвигательный уклад произносимого звука, затрудняя его произношение.

Специфичной для людей с неполным зубным рядом является так называемая «шепелявость». Это изменение в произношении связано с неправильным положением органов артикуляции в полости рта, с нарушением алгоритма  движения этих органов. В зависимости от конкретных причин, человек может шепелявить по-разному. В некоторых случаях речевой дефект может быть едва заметен, а иногда приводить к выраженному нарушению общения между людьми. Особенно остро этот вопрос стоит перед людьми «речевых профессий» (дикторы, учителя и т.п.).  Характерным для пациентов является переход на шепотную речь, ведь это маскирует недостаток произношения.

Самым современным и действенным способом избавиться от недуга является восстановление зубного ряда  осредством операции имплантации и протезирования. При установке ортопедических конструкций пациенту  возвращают анатомофизиологическую целостность зубочелюстного аппарата. Вследствие этого органы речи вновь возвращаются в нормальное и привычное состояние в покое, а также принимают правильное положение в процессе речеобразования.

Чем раньше пациент обращается с данной проблемой к специалистам соответствующего профиля, тем вероятнее полное восстановление звукопроизносительной стороны речи в короткие сроки.

Мнение специалиста

Виталий Зоткин

Врач — стоматолог-ортопед клиники «Экостом»

Юлия Розанова Стоматолог-ортодонт клиники «Экостом»Изменения в речи пациентов, связанные с потерей зубов, всегда очевидны и сразу выдают проблему. Опытный специалист может определить локализацию утраченного зуба на слух, вплоть до сегмента и порядкового номера, уже на этапе первичной консультации.

Для многих пациентов, особенно тех, чья профессия связана с речевой коммуникацией, помимо прочих преимуществ протезирования и имплантации, очень важен результативный показатель восстановления правильной речи. Как ни странно, этот пункт — один из самых важных в ортопедической стоматологии. Необходимо понимать, чтобы добиться желаемого результата, нужно максимально точно подобрать методы работы и, конечно, материалы будущей конструкции. На высокоточном оборудовании с помощью компьютерных технологий стоматологи-ортопеды вместе с зубными техниками восстанавливают полную анатомию утраченных зубов с учетом всех индивидуальных особенностей зубочелюстной системы каждого конкретного пациента.

В процессе лечения специалист обязан предупредить пациента о том, что после установки конструкции речевая функция восстановится не сразу. Это связано с тем, что органы полости рта, отвечающие за речеобразование, некоторое время «существовали» в условиях отсутствия зубов и успели привыкнуть к ним. Должен пройти адаптационный период. Привыкание к протезу может быть долгосрочным, возможно потребуется коррекция изделия. Для сокращения адаптационного периода применяются тренировочные упражнения, например, чтение стихов вслух, проговаривание скороговорок, а также артикуляционная гимнастика.

Как правило, во всех случаях после установки ортопедической конструкции произношение нормализуется полностью, что особенно ценно для пациентов.

Консультация специалиста

Не нашли то, что искали? — Не стесняйтесь, Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией — ответим на все интересующие вопросы!